Урок 11. Все еще в Его руках
Программы новостей постоянно напоминают, что мы живем в мире, где царит зло. Ежедневно вспыхивают межнациональные конфликты, вовлекающие миллионы людей в войны. Во многих частях света идет, не прекращаясь ни на минуту, борьба между народами. Древний, как этот мир, конфликт на Ближнем Востоке все еще не затухает. С человеческой точки зрения будущее можно охарактеризовать только одним словом: «неопределенность». Для десятков тысяч людей будущее таит в себе полную неизвестность.
Этот урок, посвященный 11-й главе Книги пророка Даниила, подтверждает великую истину, о которой шла речь в предыдущих 2-й, 7-й, 8-й и 9-й главах этой книги. Вместе с тем эта глава дает нам уверенность в том, что Бог не оставит на произвол судьбы нашу мятежную планету. Он пристально следит за событиями, на ней разворачивающимися. Наше будущее определено и находится в Его крепких и надежных руках.
Цель пророчества
1. Что, по словам Иисуса, является основной целью пророчества? Ин. 14:29 (НЗ, с. 121).
Наше доверие Богу и Его Слову крепнет, когда мы видим исполнение библейских пророчеств. Исполнившиеся пророчества — один из путей напомнить нам, что Бог не оставил наш мир без Своего внимания и водительства.
Подъем и падение империй
2. Какие два царства упоминаются в изучаемой нами главе? Дан. 11:2 (ВЗ, с. 875).
3. Сколько царей должны были править Персией? Дан. 11:2 (ВЗ, с. 875).
Так в действительности и было. Персией управляли четыре могущественных царя.
4. Каким предстает греческий царь, покоривший Мидо-Персию, в пророческой Книге Даниила?Дан. 11:3 (ВЗ, с. 875).
Александр Македонский, могущественный царь Греции, покорил мир с относительно малочисленным войском в совсем еще юном возрасте. Продвигаясь по Азии, его небольшая армия оказалась достаточно сильной, чтобы полностью завоевать Персидскую империю. Однако он умер в самом начале своего правления мировой империей. И, согласно предсказанию Даниила (см. Дан. 11:4), его царство разделилось «по четырем ветрам».
Южный царь — это один из четырех греческих военачальников, бывших сподвижников Александра Македонского, царствовавший на юге, т.е. в Египте. Египтяне в ту пору необыкновенно усилились и постоянно воевали с «царем северным», т.е. Римской империей (см. Дан. 11:5).
5. Кто этот сборщик податей, посланный пройти по царству славы (Палестине)? Дан. 11:20 (ВЗ, с. 876); Лк. 2:1 (НЗ, с. 63).
Римский кесарь Август вошел в историю как умелый и ловкий сборщик податей для своей казны. Им был издан указ о переписи населения с целью более полного сбора податей со своих подданных. Каждый человек должен был явиться в свой родной город для соответствующей регистрации. Марии и Иосифу пришлось проделать путешествие из Назарета в Вифлеем, где и родился Младенец Иисус.
6. Как характеризует Даниил правителя, сменившего кесаря Августа? Дан. 11:21 (В3,с. 876).
Кесарь Тиберий был одним из самых гнусных правителей, когда-либо восседавших на римском престоле. Коррупция, взяточничество, вымогательство и убийства — таковы были методы его правления.
Пришествие Мессии
7. Как назван Иисус в пророческой Книге Даниила? Дан. 11:22 (ВЗ, с. 876).
Иисус Христос положил жизнь, чтобы Своею Кровью утвердить вечный завет с человечеством. Его Кровь красноречиво свидетельствует о том, что наши грехи могут быть прощены. Благодаря Крови Христа мы переходим от смерти в жизнь. Он претерпел нашу смерть, чтобы мы жили Его жизнью. Он, невинный, страдал вместо нас, виновных. Он был праведен, мы — нечестивы. Он был свят, мы — греховны. Верою мы принимаем Его очистительную силу. Через Него мы становимся сыновьями и дочерьми Божьими. Все, что перенес Он, должно было выпасть на нашу долю. Кровь вечного завета искупила нас от проклятия смерти (см. Евр. 13:20 (НЗ, с. 274);Еф. 2:8 (НЗ, с. 235); Рим. 3:23; 6:23 (НЗ, с. 190,193).
8. На какое время указывают все пророчества Даниила? Дан. 11:27; 12:8,9 (ВЗ, с. 876, 878).
Пророчества Даниила наглядно показывают подъем и падение нескольких мировых империй. Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим следовали друг за другом. После падения языческого Рима возник союз церкви и государства. В средние века с 588-го по 1798 г. Церковь преследовала всех, кто не подчинялся ее учению.
Христос святилища
9. Как должна была поступить средневековая Церковь со святилищем Божьим? Дан. 8:11-13;11:31 (ВЗ, с. 872, 877).
Земное святилище, построенное Моисеем, было уменьшенной копией великого подлинного небесного святилища. Животные, приносимые в жертву, указывали на жертву Христа. Служение священника символизировало Иисуса — нашего Представителя, Ходатая и Посредника в небесном святилище. Оно должно всегда быть в центре нашего внимания. Там Иисус, наш Первосвященник, ожидает встречи с нами и готовится к ней, заглаживая наши грехи Своей святой Кровью.
«Ибо Христос вошел не в рукотворённое святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24; НЗ, с. 269).
Во времена средневековой Церкви огромные роскошные храмы и соборы с земными священниками и земными символами заменили истинную жертву Христа на кресте и Его истинное священство на небе. Люди оскверняют небесное святилище, когда поклоняются и служат земному вместо небесного.
Преследование народа Божьего
10. Какие испытания пережили истинные верующие в средние века? Дан. 11:33,34 (ВЗ, с. 877).
11. Кого возвеличивал и превозносил тот царь (т.е. религиозно-политическая власть)? Дан. 11:36 (ВЗ, с. 877).
Верные христиане
12. Чью волю ВСЕГДА исполнял Иисус? Мф. 26:39 (НЗ, с. 33); Ин. 8:29 (НЗ, с. 112).
Настоящий христианин КАЖДЫЙ ДЕНЬ подчиняет свою волю, свои планы воле Божьей. У настоящего христианина в сердце царствует Иисус. Сердечное стремление каждого истинного христианина — понять волю Божью и осуществить ее.
13. Какие два царя сразятся в конце времени? Дан. 11:40 (ВЗ, с. 877).
«Царь северный» и «царь южный» — символические понятия Книги Даниила. В Ветхом Завете Иерусалим был жилищем Бога. В Храме являлась слава Божья. Понятия «север» и «юг», употребленные в Ветхом Завете, указывают на географическое положение того или иного места относительно Иерусалима.
«Царь южный» — это Египет. Египтяне бросали вызов истинному Богу. Надменный фараон вопрошает: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?» (Исх. 5:2). Таким образом, понятие «южный царь» объединяет все дерзкие и атеистические силы. Любая земная политическая власть, преследующая христианство, провозглашающая светский гуманизм и атеизм, символически отображена в Книге пророка Даниила в виде «царя южного».
«Царь северный» — это, соответственно, Вавилон, находившийся к северу от Иерусалима. Эта религиозно-политическая власть исказила истину и подменила Закон Божий человеческими традициями. Подобно Вавилону, столетия спустя этот опыт повторил Рим. Слово царя или религиозного лидера становилось законом вместо Закона Божьего. Таким образом, «царь северный» и «царь южный» являются, соответственно, символическими, собирательными понятиями всех ложных религий и атеизма.
В схватке «южного» и «северного» царей ложная религия и атеизм борются за мировое господство. Незадолго до Второго пришествия Христа атеизм потерпел поражение. Тоталитарные правительства уходят в небытие. Страны, прежде закрытые для Евангелия, широко принимают Благую весть. Кончина коммунизма и открытие многих стран для проповеди Евангелия — это исполнение пророчества Даниила в наши дни. Следующее событие, предсказанное в пророчестве, — расцвет ложной религии как результат мощного ложного религиозного пробуждения, основывающегося на человеческих уставах вместо Божьих.
Славный конец
14. Чем будет встревожен союз, объединивший ложную религию и гражданскую власть? Дан. 11:44 (ВЗ, с. 877).
«Слухи с востока» означают весть о спасении, которая, согласно библейскому пророчеству, приходит с востока. Когда Израиль был в вавилонском порабощении, Кир — царь восточный — освободил его. В 19-й главе Книги Откровение Иисус — Царь царей — приходит освободить Своих детей.
15. Как Сам Иисус описывает славу Своего возвращения? Мф. 24:27 (ВЗ, с. 29).
Подобно тому как Навуходоносор сделал истукана и требовал поклонения ему, религиозно-политическая власть в последние дни земной истории издаст закон, который станет противоречить Закону Божьему. Человеческая традиция будет превознесена над заповедью Божьей, Однако участь этой власти уже предрешена. Как и все предыдущие империи, власти и политические лидеры были сокрушены, так и эта религиозно-политическая власть во главе со своим царем тоже окажется сокрушенной. Он «придет к своему концу, и никто не поможет ему»Дан. 11:45 (ВЗ, с. 877).
Бог все продолжает управлять нашей жизнью. Он — наш истинный Спаситель. Он — наш истинный Искупитель. Он — наш истинный Законодатель, и Он — наш истинный Царь. Его любовь вечна. Никакая сила земли или ада не может вырвать этот мир из Его могучей и неодолимой руки. Ему — наши поклонение и хвала.
Дорогой Спаситель, я уже принял решение и готов сказать:
– Да, Иисус, я верю, что Ты управляешь моей жизнью. И я сегодня полностью вверяю ее Тебе.
- Да, Иисус, я желаю подчинить мою волю Тебе. Твои заповеди для меня важнее, чем человеческие традиции и предрассудки.